Имущественный комитет города просил взыскать с компании долг по арендной плате за почти 2-летний период с 1 июля 2017 года и пени.
По словам истца, он сообщил компании об отказе от договора в течение неопределенного срока его действия, но сведений о возврате объекта по акту приема-передачи нет.
ВС РФ отметил, что арендодатель не вправе требовать плату за время просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора, например, при таких обстоятельствах:
- арендатор освободил помещение и известил контрагента о готовности вернуть объект по акту;
- арендодатель не поучаствовал в оформлении акта.
Вывод основан на позиции ВАС РФ.
Обязанность сторон составить акт возврата не лишает арендатора права подтвердить освобождение помещения другими доказательствами. Ранее ВС РФ уже приходил к аналогичному выводу.
В данном случае апелляция и кассация не учли, в частности, такие обстоятельства:
- еще в июне 2017 года компания уведомила комитет о расторжении сделки и 1 июля того же года освободила помещение. Последний факт арендатор подтвердил актом осмотра объекта от 1 июля 2017 года. Документ составила управляющая компания дома;
- когда комитет получил уведомление, он не стал оформлять возврат помещения.
Также суды ошибочно отклонили ссылки компании на судебные акты, которые подтверждают возврат недвижимости 1 июля 2017 года. Эти решения приняты в рамках дела о взыскании с компании оплаты услуг ЖКХ.
В итоге ВС РФ оставил в силе акт первой инстанции, которая не удовлетворила иск комитета.
Документ: Определение ВС РФ от 19.10.2023 N 307-ЭС23-9843
Помощник прокурора А.Д.Айвазян-Швецов